Духовное развитие

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Духовное развитие » Истинное Я » Кто вы? Открывая ваше истинное «Я»


Кто вы? Открывая ваше истинное «Я»

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Кто вы? Открывая ваше истинное «Я»

Вы — не тело

Большинство людей отождествляют себя со своим телом. Каждый раз, подходя к зеркалу, мы нисколько не сомневаемся, что видим в нём именно себя. Поэтому мы часто бываем расстроены, думая: «Я толстая и некрасивая», «У меня появились новые морщины» и т.д. Отождествление с телом настолько сильно, что мы постоянно говорим и думаем: «Мне тридцать лет», «Мой рост 170 см», «Я вешу 70 кг». Если наше тело русское, мы думаем: «Я русский», если оно, скажем, якутское, мы думаем: «Я якут», если мужское — «Я мужчина», если женское, детское, старое — «Я женщина», «Я ребёнок», «Я старик»… Но на самом деле ваше тело — это вовсе не вы.

Осознать, что вы — не тело, можно разными способами. Самый быстрый и лёгкий из них — просто принять это как Истину. Бог и Его истинные представители говорят нам об этом через священные писания и ученическую преемственность. Господь говорит, что материальное тело — просто временная собственность вас самих, вашего «я»:
Живое существо неразрушимо, неизмеримо и вечно, а тело, в котором оно воплощается, обречено на смерть…
Бхагавад-гита, 2.18

То же самое утверждается в Новом Завете:
Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа… то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
2 Коринфянам, 5.6, 8

Если вы можете быть вне тела, но, тем не менее, всё же существовать где-то в другом месте, то, очевидно, вы — не тело.

В Новом Завете также говорится, что вы можете войти в царство Бога, но ваше материальное тело — не может:
…Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия…
1 Коринфянам, 15.50

Очевидно, если вы можете войти в царство Бога, а ваше физическое тело не может, это означает, что вы — не физическое тело, не плоть и кровь.

В бессчётном числе мест в священных писаниях сказано, прямо или косвенно, что вы не тело. Таким образом, если вы безоговорочно верите в Бога и Его слово, вам очень легко осознать, что вы не тело.

Следующий способ — это своего рода медитация, которая может помочь вам осознать, что тело и отдельные его части принадлежат вам, а не являются вами. Медитацию можно назвать так: «Поиск себя в теле». На самом деле, начинать нужно с понимания того, что я нахожусь внутри тела, а не вне его. Но это настолько очевидно, что не требует отдельного рассмотрения.

Итак, начнём поиск. Подумайте о каждой части своего тела, одна за другой, задавая себе вопрос: «Это — я?» Например, подумайте о кисти левой руки и спросите себя: «Кисть левой руки — это я?» Потом задайте себе тот же вопрос о кисти правой руки, левой стопе, правой стопе, затем обо всей левой руке и правой руке. Подумайте обо всех остальных частях своего тела: носе, ушах, зубах, губах, волосах, крови, коже, мышцах, половых органах, желудке, печени, сердце, почках и т.д. Если хотите, можете даже представить себе, что определённая часть отделена от остального тела. Например, вы можете представить себе, что у вас нет левой ноги, и спросить себя: «Моей левой ноги нет… а меня?» Очевидно, что если вашей левой ноги нет, вы не перестали существовать. Если проделать это умственное упражнение должным образом, оно может помочь вам осознать, что ваше тело — не вы.

На самом деле, многие органы можно заменить донорскими или искусственными, а я по-прежнему буду существовать. Какую бы часть тела мы ни взяли, включая мозг, какую бы клетку или молекулу нашего тела мы ни рассмотрели, все они являются деталями невероятно сложного механизма, который называется «наше тело». А детали механизмов, как известно, подлежат замене. И если некоторые части тела люди ещё не научились заменять, то тем и хорош мысленный эксперимент. Он помогает понять, что в принципе все эти детали можно заменить, а я при этом останусь собой. Я не являюсь телом или какой-то его частью. Я нахожусь внутри тела, но я — не тело.

Те, кто лишился конечностей, например, на войне, непосредственно пережили ту медитацию, о которой мы только что говорили. Из бесед с этими людьми можно вынести чёткое впечатление, что они по-прежнему ощущают себя полными, целыми личностями. Некоторые лишаются обеих рук и обеих ног, но, тем не менее, не считают, что стали «полуличностями». Тот, кто лишился конечностей, по-прежнему ощущает себя тем же человеком. Вот почему такой человек очень расстраивается, когда старые друзья относятся к нему по-другому. Он чувствует: «Я — по-прежнему я, но я лишился ног». Осталось то же самое существо, та же личность, но часть его тела отсутствует. Части тела — не личность, а собственность личности.

Ещё один способ понять, что я не тело, — это анализ данных, полученных современной наукой. На самом деле, замена всех частей нашего тела происходит сама собой без нашего участия. Клетки тела постоянно заменяются новыми, а старые и мёртвые выводятся из него в виде отходов. Но на уровне молекул — мельчайших частичек вещества, из которых состоят клетки, — замена происходит ещё быстрее. Молекулы сложных химических веществ (белков, нуклеиновых кислот и т.п.) постоянно разрушаются и выводятся из организма, а их место занимают новые молекулы, материалом для которых служит пища, вода и воздух, поступающие в наше тело извне. Весь этот сложный процесс называется «обмен веществ», или метаболизм.

Специалисты в этой области пришли к выводу, что полное, стопроцентное обновление атомов, составляющих наше тело, происходит максимум за пять лет. Другими словами, пять лет назад в вашем теле не было ни одного атома из тех, которые есть в вашем теле сегодня.
Д-р Пол Эберсолд из Окриджского центра атомных исследований сообщает, что, прослеживая с помощью радиоизотопов многочисленные химические соединения, непрерывно поступающие в тело и покидающие его, он пришёл к выводу, что около 98% всех 1028 атомов, из которых, в среднем, состоит тело человека, ежегодно заменяются. Кости, по его утверждению, довольно динамичны. Их кристаллы постоянно растворяются и формируются вновь. Желудочная стенка заменяется каждые пять дней, кожа изнашивается и полностью обновляется в течение приблизительно месяца, и каждые шесть недель наша печень становится совершенно новой. Что касается того, сколько времени потребует замена всех до последнего нейронов, самого плотного коллагенового сухожилия и самого неподатливого атома железа в гемоглобине (в этих структурах обменные процессы протекают с наибольшим «скрипом»), то для этого, возможно, понадобятся годы. Но, в любом случае, есть предел этому «упрямству» немногих остающихся, и… Дональд Хэтч Эндрюс, профессор химии в университете Джона Хопкинса, по-видимому, долгое время изучавший этот вопрос, определил его приблизительно в пять лет, после которых, вероятно, можно считать физическое тело полностью новым, до последнего атома1.

Многие люди считают, что личность — это мозг или определённая часть мозга. Может быть, и вы относитесь к их числу. В таком случае, вы придёте в изумление, услышав следующее:
Недавние исследования обмена молекул в нервных клетках [мозга] показали, что, хотя сами клетки и сохраняют свою индивидуальность, в течение жизни их макромолекулярный состав обновляется около десяти тысяч раз2.

Другими словами, вещество, из которого состоят клетки мозга, полностью обновляется каждые три дня. Ваш мозг — та масса вещества, которая находится сегодня в вашей черепной коробке, — это уже совсем другой мозг, чем тот, который был там на прошлой неделе.

Листая семейный альбом, вы можете увидеть разницу между телом, которое постоянно меняется, и неизменным самим собой. Взгляните на фотографию «себя» (своего тела), когда ему было год или пять лет. Затем спросите себя: «Где сейчас это тело?» Посмотрите на своё детское, а затем подростковое тело и задайте себе тот же вопрос. Где все эти тела, сфотографированные много лет назад? Сегодня в вашем теле нет ни одного атома из тех тел, которые были сфотографированы. Глаза, которые вы видите на фотографии, — это не те глаза, которыми вы смотрите. Они состоят из совершенно других материальных частиц. Тела, которые вы видите на этих фотографиях, давно разделились на составные части и смешались с общей массой материальных элементов, а их компоненты вошли в состав других тел: насекомых, растений, птиц, животных, людей и т.д.

Те частицы, из которых состоит ваше нынешнее тело, конечно, тоже не «новые»; они использовались раньше. Ваше тело сделано из вторсырья. Вещество, которое, предположительно, является вами, уже было частью самых разных тел. Такой взгляд на ситуацию показывает абсурдность заключения учёных-материалистов* о том, что вы — «совокупность атомов и молекул», обозначенная вашим именем. Если тело — это «я», если вы являетесь совокупностью молекул и атомов, то рассеяние этих частиц должно положить конец данной «совокупности». Того набора атомов и молекул, который имел определённое совокупное название (ваше имя), больше не существует. Если вы тело, то с распадом тела должны прекратить своё существование и вы. Но этого не происходит.

Материальное тело иногда сравнивают с одеждой, которую носит душа. Когда-то у вас было младенческое тело, затем вы сняли младенческое тело и надели детское тело, потом вы носили подростковое тело, а после этого вы надели юношеское тело. Во всех случаях это были вы, одна и та же душа, одетая в эти разные тела.

Вы, ваше «я», представляете собой постоянный фактор в море физических (телесных) изменений. Вы присутствовали на протяжении всей этой смены тел. Когда телу было двенадцать лет, вы ошибочно полагали: «Мне двенадцать лет». Когда телу было двадцать лет, вы, то же самое «я», ошибочно считали: «Мне двадцать лет». Но «я» — одно и то же. Сначала вы, истинное «я», отождествляли себя с одним объектом (двенадцатилетним телом). Позже вы ошибочно отождествили себя с совершенно другим объектом (двадцатилетним телом). Таким образом, вы, ваше «я» — неизменно. Меняется тело, а вы всякий раз отождествляете себя с этими разными телами.

Чувственные опыты не удовлетворяют

Я рос в богатой семье, поэтому у меня всегда было всё, что я хотел, — шикарные машины, стереосистемы, прекрасная одежда, девушки… но я никогда не был по-настоящему счастлив. Поэтому я увлёкся наркотиками.
Из рассказа американского наркомана

Большинство людей используют тело как машину для получения удовольствий. Зачем ещё поддерживать жизнь в этом теле, если не ради плотских наслаждений? Например, зачем большинству из нас нужен язык? Чтобы наслаждаться вкусом пищи. Половые органы — для приятных сексуальных ощущений, высшее из которых — оргазм. С помощью глаз, ушей, носа мы тоже хотим видеть, слышать, обонять приятное. Богаты мы или бедны, образованны или неграмотны, цивилизованны или нет — как правило, мы стараемся удовлетворять требования чувств. И причина этому — ошибочное отождествление себя с телом.

Если вы считаете, что вы тело, вы будете пытаться достичь удовлетворения, угождая телу. Вы будете думать: «Я — тело, и хочу быть счастливым, удовлетворённым». Поэтому вы постараетесь удовлетворить желудок, язык, гениталии, уши, глаза, нос и т.д., думая, что это принесёт вам то внутреннее удовлетворение и счастье, которого вы жаждете.

Но телесные удовольствия не приносят удовлетворения. Это ещё одно свидетельство того, что вы не тело. Сколько ни угождай чувствам, всё равно никогда не испытаешь внутреннего удовлетворения.

Это вовсе не значит, что чувственные удовольствия — это плохо, и вместо них нужно стремиться к телесным страданиям. Механическая замена «плюса» на «минус» не приведёт ни к чему хорошему. Мы просто хотим обратить внимание на тот факт, что телесные удовольствия не делают нас счастливыми, и поэтому глупо считать их целью жизни.

Часто люди так усердно стараются найти счастье в объектах чувств, что могут даже пытаться наслаждаться с помощью нескольких или всех органов чувств сразу. Например, кто-то может смотреть телевизор и одновременно с этим слушать радиоприёмник, жевать картофельные чипсы, потягивать пиво и курить сигарету, а во время рекламных пауз ещё и листать журнал. Мы стараемся наполнить себя всевозможными ощущениями, но по-прежнему не удовлетворены; нам всё равно чего-то не хватает.

Вы можете съесть столько, что у вас заболит желудок, но вам всё равно хочется ещё. Хотя желудок набит так, что это причиняет физическую боль, вы (ваше «я») — не наполнены, вы по-прежнему хотите поглощать. Тот факт, что тело может быть наполнено, удовлетворено, а вы при этом — ощущать пустоту, свидетельствует о том, что вы — не тело.
У тех, кто богат и известен, достаточно денег, власти и влияния, чтобы отправиться в погоне за счастьем куда угодно и делать почти всё, что им хочется. Обычные люди часто завидуют такой роскоши. Большинство «неимущих» убеждены, что те, у кого «всё есть», счастливы. Поэтому «неимущие» всячески стараются стать «имущими».

Однако сформированный в сознании большинства людей образ «счастливого богача» является всего лишь иллюзией. За деньги можно купить только телесные «радости», а не настоящее счастье и удовлетворение. Это очень убедительно показывает история Фредди Принца, телезвезды, всего за несколько лет поднявшегося из нью-йоркского гетто к ярким огням Голливуда. Принц вырос в Нью-Йорке в бедной пуэрториканской семье, но вскоре после окончания школы стал известным комиком. За несколько лет у него появилась собственная телепередача и киноконтракты на много миллионов долларов. Личные шофёры возили его по Голливуду на роскошных лимузинах; у него было в буквальном смысле всё самое лучшее из того, что можно купить за деньги. Но хотя он мог предоставить своим чувствам все мыслимые удовольствия, внутри себя он чувствовал пустоту. В отчаянии Принц спросил своего менеджера: «Есть ли в жизни ещё что-то кроме этого [богатства, славы и прочего]?» Менеджер ответил: «Это и есть жизнь, Фредди. Ты — звезда!» Вскоре после этого двадцатидвухлетний Принц совершил самоубийство, приложив к виску пистолет двадцать пятого калибра и нажав курок.

История знает множество других примеров богатых и известных людей, которые, несмотря на исключительные возможности для чувственных наслаждений, приходили в такое отчаяние, что совершали самоубийство. Ещё длиннее список тех, кто закончил психбольницей. И действительно, ощущение разочарования, пустоты и бесцельности, которое часто посещает сердца сотен миллионов богатых людей, слишком хорошо известно в развитых странах Запада. Огромное большинство их жителей усердно стараются угодить своим чувствам (и имеют для этого все возможности), но, тем не менее, по-прежнему несчастливы. Об этом свидетельствует высокий и постоянно растущий уровень алкоголизма, наркомании, разводов и самоубийств.

Таким образом, даже удовлетворив все насущные потребности тела и испытав бесчисленное множество чувственных удовольствий, вы по-прежнему не будете удовлетворены. Богатые гедонисты из «Роллинг Стоунз» всё ещё поют: «Я никак не получу удовлетворения».

Если бы тело было самой личностью, чувственные удовольствия приносили бы настоящее удовлетворение. Если бы тело было вами, исполнив желания тела, вы были бы полностью удовлетворены. Если бы личность, наше «я», было материальным, то мы были бы удовлетворены материей (материальным наслаждением). Гедонистический образ жизни привёл бы к полному удовлетворению и счастью, а не к разочарованию, пустоте и потере смысла жизни, которые мы сегодня наблюдаем в материально развитых странах мира.

Собеседник: Я согласен, что чувственные удовольствия и материальное богатство не могут удовлетворить личность. Но я не уверен, что люди в менее развитых странах также смогли бы это понять.

Учитель: Это могут понять все, независимо от того, бедны они или богаты. Бедные тоже на своём личном опыте убеждаются, что телесные удовольствия не приносят им удовлетворения. Вы думаете, бедняки не наслаждаются с помощью своих чувств? Вы не знаете, испытывают ли бедные люди удовольствие от вкуса пищи или сексуальный оргазм? Конечно, испытывают. Само по себе материальное богатство — ещё не наслаждение. Оно лишь предоставляет возможности для более утончённого чувственного удовольствия. Например, за деньги можно купить хорошую квартиру с большой искусно сделанной кроватью и шёлковыми простынями. Богатство увеличивает число доступных вам предметов потребления. За деньги можно купить много разнообразной пищи и всего остального. Но деньги сами по себе — ещё не удовольствие. У «бедных» людей тоже есть половые органы, язык и прочее, и они тоже получают удовольствие от пищи, секса и т.п. Может быть, «бедный» человек испытывает половой оргазм на матрасе, лежащем на полу в глинобитной лачуге, а «богатый» — в роскошной кровати, стоящей в хорошей квартире. Но, по существу, это всё равно одно и то же ощущение. Поэтому как «богатый», так и «бедный» могут задать себе вопрос: «Удовлетворён ли я, испытав оргазм?»

Собеседник: То есть, чтобы понять, что телесные радости не принесут удовлетворения, нет необходимости становиться материально обеспеченным?

Учитель: Верно. До известной степени обеспеченность облегчает понимание, но необходимым условием не является. К тому же, если вы посмотрите вокруг, то увидите, что большинство несчастливых богачей не знают, почему они несчастливы. Они всё равно не знают, что деньги и чувственные удовольствия не могут их удовлетворить. Так что, богаты люди или бедны, они нуждаются, прежде всего, в просвещении. Им нужно осознать, что их собственные попытки достичь счастья, угождая своим чувствам, провалились. И нужно увидеть, что так же провалились аналогичные попытки других.

Телесные удовольствия подобны коротким вспышкам. Они появляются и исчезают. Не успеешь оглянуться — уже ничего нет. Вот почему гедонисты, прежде чем приступить к удовлетворению желаний тела, так сильно стараются насладиться предвкушением чувственных удовольствий. Они знают, что как только они погрузятся в само наслаждение, оно исчезнет.

Восприятие

http://s7.uploads.ru/t/R2FJq.jpg

Сейчас вы видите этот текст, а рядом с ним — изображение цветка. Но что такое восприятие?

Посмотрите на цветок и скажите себе: «Я вижу цветок». Вы — тот, кто видит, воспринимает цветок; цветок — видимый, воспринимаемый объект. Таким образом, двумя основными факторами восприятия являются зритель («я») и видимое, наблюдатель и наблюдаемое. Теперь, глядя на цветок, задайте себе вопрос: «Я вижу этот цветок. Но где нахожусь я, зритель? И из каких материальных элементов я состою?»

Вы можете ответить, что ваш глаз видит цветок, и что поэтому ваш глаз и есть зритель. Но на самом деле ваш глаз ничего не видит.

Упрощённое физиологическое «объяснение» зрения таково: свет от окружающих предметов раздражает сетчатку, вызывая химическую реакцию. Это, в свою очередь, раздражает волокна зрительного нерва. Возбуждение нерва запускает цепную реакцию электрических импульсов. Говорится, что поток этих электрических импульсов, в основном, направлен «от сетчатки через ствол мозга (таламус) до извилин зрительной коры и обратно в ствол мозга»3.

Таким образом, всё, что делает глаз, это раздражает зрительный нерв. А зрительный нерв всего лишь передаёт электрические импульсы в головной мозг и через различные его части. Ничто из этой «технической» информации нисколько не приближает вас к пониманию того, кто вы и где вы, зритель, находитесь.

Так где же зритель? Где вы? Вот в чём вопрос. Даже если учёные смогут определить, как электрохимические импульсы преобразуются в такие разнообразные формы, как золотистый солнечный закат, красный автомобиль или цветок, основной вопрос всё равно останется тем же: где тот, кто смотрит на эти формы и образы? Из чего он состоит? В какой части тела или мозга находится? Другими словами: какова ваша сущность, и где вы?

Вы не можете ответить на этот вопрос, анализируя наблюдаемую картину и электрохимические импульсы, которые она приводит в движение. Вы — роговица? Зрачок? Химическое вещество (медиатор), выделяемое нервной клеткой? Определённая клетка в зрительной коре? Конечно, нет.

Вы не только видите, но и слышите, осязаете, ощущаете вкус и запах. Все виды чувственного восприятия, включая зрение, используют один и тот же основной электрохимический процесс. Согласно традиционной научной теории, внешняя среда раздражает определённый орган чувств (например, слух возбуждается звуковыми волнами, зрение — светом, и т.д.) и электрические импульсы посылаются в мозг. Но точно так же, как исследователи не могут найти вас — зрителя, они не могут найти вас — того, кто слышит, чувствует запах, ощущает прикосновение и вкус. Другими словами, вас — того, кто воспринимает, получает информацию с помощью этих чувств, — нельзя отождествить ни с какой определённой клеткой, молекулой и любой другой материальной субстанцией в мозге или в каком-либо ином месте тела.

0

2

Вы — не ум

В семидесятых годах прошлого века китайский научный журнал «Природа» сообщал о двух сёстрах, которые могли распознавать написанные на бумаге иероглифы, просто засунув бумагу себе под мышку. Более того, если одна сестра «прочитала» иероглиф под мышкой, другой, чтобы узнать, что написано на бумаге, достаточно было лишь коснуться сестры. Девочки сказали исследователям, что форма и цвет этих объектов просто появляются у них в уме. Таким образом, когда сёстры говорили, что «видят» иероглиф, это означало, что они видели его не глазами, а на «экране» своего ума. Это означает, что, в действительности, всё восприятие происходит в уме.

Ум не тождествен мозгу и не является производным от него. На самом деле, ум — тонкое материальное тело. Как и грубое физическое тело, ум подобен одежде, покрывающей вас, душу. Разница в том, что грубое физическое тело подобно верхней одежде, а ум — нижней.

Чувства («нормальные» или «паранормальные») являются просто каналами, по которым информация из внешнего мира поступает в ум и запечатлевается в нём. И уже потом эту информацию, появившуюся в уме, воспринимает (видит) ваше «я».

Таким образом, чувственный опыт определяет содержимое вашего ума, а вы — тот, кто наблюдает это содержимое, как человек в кинотеатре смотрит фильм. Вы, ваше «я», находитесь в «кинозале» тела и смотрите фильм, который появляется в вашем уме. Ваши глаза, уши и другие органы восприятия подобны камерам, записывающим устройствам и т.д. Ваш ум — нечто вроде плёнки, на которую записана информация. А вы, ваше «я», — словно кинозритель, воспринимающий всю эту информацию (формы, цвета, звуки, ощущения и т.д.).

Продолжая эту аналогию, мы можем сказать, что современные учёные в состоянии найти только оборудование — например, камеры и записывающие устройства (органы чувств, нервные клетки), — но не плёнку (ум) и, что важнее всего, — не того, кто смотрит фильм (то есть, вас, ваше «я»).

Осознать, что вы не ум, можно различными методами. Вот некоторые из них.

Выберите объект и пристально смотрите на него в течение приблизительно минуты. Он может быть любым, но должен иметь чёткие очертания или форму. Прекрасно подойдёт телефон или картина (фотография) на стене.

Скажите себе: «Я осознаю, что смотрю на предмет». Потом закройте глаза и посмотрите на его изображение в уме. Теперь скажите себе: «Я осознаю, что смотрю на изображение в своём уме».

Вначале вы смотрели на предмет, находящийся снаружи вашего ума — на стене, на столе и т.п. Затем, после того как вы закрыли глаза, вы смотрели на изображение, которое отпечаталось в вашем уме. Но смотрите ли вы на изображение на стене или на изображение, отпечатавшееся в вашем уме, вы всё равно находитесь в стороне от него. Может быть, картина в вашем уме покажется ближе, чем та, что висит на стене; но вы, ваше «я», — всё равно тот, кто смотрит на неё. Вы — тот, кто видит. Предмет — то, что вы видите; и ум тоже — то, что вы видите.

Сегодня вечером, когда будете лежать в кровати, почти засыпая, понаблюдайте, как ваше тело засыпает. Мысленно скажите себе: «Я осознаю, что моё тело засыпает». Очень возможно, что по мере того как вы будете всё глубже и глубже погружаться в дремоту, вы начнёте видеть сны. В этом состоянии вы будете полубодрствовать, полуспать. Понаблюдайте за этими снами. Когда начнётся сон, мысленно скажите себе: «Я осознаю, что вижу сон». Попрактиковавшись, со временем вы даже в глубоком сне сможете осознавать, что видите сон. Но эта способность — всего лишь побочный результат. Главное — ощутить себя наблюдателем потока содержимого ума*.

Медитация «молчаливый свидетель»

Сядьте или лягте в спокойном месте. Расслабьтесь. Не пытайтесь управлять мыслями, стараясь думать об одном и не думать о другом. Наоборот, позвольте уму думать о чём угодно. Наблюдайте за своим умом и начните осознавать, что находитесь в стороне от мыслительного процесса.

Скажите себе: «Я — безмолвный свидетель. Я не прилагаю никаких усилий, чтобы думать, но мысли приходят сами собой. Я наблюдаю, как мысли текут через мой ум, но я в стороне от них. Я — безмолвный свидетель деятельности своего ума».

Так вы сможете почувствовать, что отличны от своего ума. Вы не делаете никакого усилия, чтобы дышать или переваривать пищу, но дыхание и переваривание всё равно происходит. Подобным же образом, не требуя с вашей стороны никакого сознательного усилия, через ваш ум постоянно течёт поток мыслей. Некоторые из них приятны, некоторые — нет. Некоторые остаются в уме довольно долго, другие входят и выходят очень быстро. Вы можете наблюдать течение этих мыслей через ум так же, как, стоя у железнодорожного переезда, вы могли наблюдать, как мимо вас проносятся вагоны поезда.

Вы также можете наблюдать, как проносятся эмоции, чувства, желания, страхи и т.д., как они поднимаются на поверхность ума, а затем исчезают. Вот так и несётся поток содержимого ума, а вы наблюдаете за ним. Как человек, бывает, сидит у непрерывно бегущей реки, так и вы («я») сидите у потока содержимого ума. Река может быть чистой или грязной, и поток содержимого ума может быть таким же. В любом случае, вы — свидетель, а не сам поток.

Некоторым людям недостаточно просто сидеть на берегу реки и наблюдать, как она течёт мимо. Они, возможно, попытаются построить дамбу и направить реку по-другому или попытаются совсем остановить её. Подобным образом вы, может быть, не удовлетворитесь наблюдением за тем, как свободно течёт поток содержимого ума. Может быть, вы попытаетесь управлять им, направить его по-другому или остановить совсем. Но сам факт того, что вы можете пытаться перенаправить ум или управлять им, в сочетании с тем фактом, что желаемого результата добиться очень трудно, снова показывает, что вы, ваше «я», — не ум и не поток содержимого ума. Чтобы убедиться в этом, попробуйте проделать следующее упражнение.

Управление умом

Пристально посмотрите на иллюстрацию на этой странице или на любое изображение, находящееся рядом с вами. Теперь закройте глаза и посмотрите на образ этой картины в своём уме. Попытайтесь удержать это изображение в уме и смотрите на него довольно долго. Если оно начнёт двигаться — постарайтесь удержать его, если станет исчезать — верните его обратно.

Это упражнение должно ясно показать, как трудно управлять умом — удержать в уме то, что вы хотите в нём сохранить. У всех нас так бывает, что мы хотим сосредоточить ум на определённом предмете, но ум категорически отказывается. Он думает о чём угодно, но только не о том, на чём нам хочется его сосредоточить. Эта проблема хорошо знакома студентам. Иногда они пытаются читать то, что задано на дом, но, дойдя до половины первой страницы, осознают, что не могут даже вспомнить, о чём только что прочли. Вместо того чтобы сосредоточиться на задании, ум наполнен мыслями о футболе, вечеринках, телепередачах — обо всём, кроме домашнего задания.

Следующая иллюстрация факта вашего отличия от ума — мысли о том, о чём вам не хочется думать. Иногда в вашем уме могут возникать такие отвратительные желания, что вы смутились бы, заподозри кто-нибудь у вас их наличие. Когда такие мысли и эмоции проносятся в вашем уме, вам это не нравится. Вы можете протестовать: «Почему мой ум наполнен такими мыслями? Я не хочу так думать». Однако, как правило, попытка выкинуть из ума подобные мысли ни к чему не приводит (если вы хотите научиться управлять умом, читайте раздел «Медитация»).
Когда мы пытаемся управлять мыслями и направлять их, мы получаем убедительное доказательство того, что не являемся ими. Когда мы хотим думать о чём-то абстрактном или неинтересном, наш мыслительный инструмент часто отказывается слушаться нас: с этим сталкивался каждый студент, которому приходилось учить что-то скучное. Если ум мятежен и недисциплинирован, это означает, что «я» — не ум1.

Если ум недисциплинирован, то кто пытается дисциплинировать его? Если умом нужно управлять, то кто должен управлять им? Кто пытается управлять умом? Это вы — нематериальное, трансцендентное «я». Вы пытаетесь управлять своим умом. Ум — ваша собственность. Он — не вы.

Кто же тогда вы? Какова ваша сущность?

Вы — духовная душа, искра Бога.

Вопрос: В случае медитации «молчаливый свидетель» вы сравнивали человека, наблюдающего за своим умом, с тем, кто сидит на берегу реки, наблюдая, как река или поток течёт мимо. Но в моём случае я чувствую себя так, будто сижу не на берегу, а посреди потока.

Ответ: Не бывает совершенных аналогий. Кроме того, это естественно — чувствовать себя так, словно вы сидите посреди потока, находитесь в центре, а ум не только перед вами, но и окружает вас (например, вы не только видите мысли и чувства, но и ощущаете их). Возможно, такая аналогия будет лучше: вы сидите не возле потока, а как неподвижный валун в его центре. Пусть поток проносится мимо — вы, как валун, остаётесь на месте и просто осознаёте, что он несётся. Не двигайтесь вместе с ним. Отделите себя от потока мыслей и чувств. Видели ли вы когда-нибудь посреди потока каменную глыбу, которая спокойно возвышается над ним? Будьте как эта глыба, и пусть вас не тревожит поток мыслей и чувств.

0

3

Вы — духовная душа, искра Бога

Если вы не грубое физическое тело и не ум, тогда кто вы? Какова ваша сущность?

Вы — духовная душа, искра Верховной Души. Ваша сущность — дух, не материя.

То, что мы воспринимаем в этом мире своими чувствами (зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием), а также умом — это материя. Поскольку наши органы чувств (например, глаза) состоят из материи, — мы видим материю; но мы видим два типа материи. Точнее, мы видим материю при двух различных обстоятельствах. В одном случае мы видим материю, в которой присутствует жизненная частица, живое существо, а в другом — материю, в которой нет живого существа.

В этом мире присутствуют два главных элемента, или две энергии, — материя (материальная энергия) и жизнь (духовная энергия).

Жизнь — это элемент, отличный от материи; энергия, полностью отличная от материи. Она не является продуктом или свойством материи. Материалист вынужден пытаться разобрать жизнь на химические или другие материальные составляющие, но на самом деле жизнь — отдельный элемент, самостоятельная сущность. Она не состоит ни из чего другого. Жизнь — это жизнь, материя — это материя, и в материальном мире эти две энергии иногда взаимодействуют, а иногда нет. Когда они взаимодействуют, это называется «живой организм». Когда они не взаимодействуют, когда в материи не присутствует жизнь, тогда это просто мёртвая материя.

Элемент «жизнь» включает в себя бесконечное множество индивидуальных частиц — живых существ. На санскрите, языке ведических священных писаний, нематериальное живое существо, жизненная частица, называется джива. Джива полностью духовна, но иногда она попадает в материальный мир, покрываясь материальными телами — тонким и грубым. В этом случае она называется воплощённым живым существом. Человек, полубог (ангел), животное, растение, микроб, клетка многоклеточного организма — всё это формы жизни; другими словами — живые существа, воплощённые в телах различного типа. Но качественно, по своей духовной сущности, все эти живые существа равноценны. В своём чистом духовном состоянии все они обладают духовным сознанием (сат-чит-ананда — исполнены вечности, знания и блаженства), но в воплощённом состоянии их сознание в большей или меньшей степени покрыто невежеством.

Живое существо, частицу жизни, называют также другими именами: душа, духовная душа, атма, искра жизни, личность, «я». Поскольку часто в разных учениях одни и те же вещи называют по-разному, а разные — одинаково, требуется небольшое пояснение.

Определение души

Словом «душа» мы называем дживу, вечное нематериальное «я». В этом смысле нельзя говорить, например, «у меня есть душа» или «моя душа», потому что душа — это я сам, и у меня (души) есть тело — грубое и тонкое.

Такое значение слова «душа» приводится и в словаре русского языка:

Душа <…> 3. В религиозных представлениях: сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка, М.: Азбуковник, 1998).

Есть и другие значения этого слова. Например, душой называют психику человека — его характер, мысли, чувства и т.п. Но, как мы уже говорили, эта сфера является внешней по отношению к нашему «я». Психика человека, его ментально-эмоциональный склад, является формой тонкого материального тела — ума. Характер, желания, образ мыслей человека меняется, тогда как «я» остаётся неизменным.

Приведём диалог духовного учителя с ученицей, иллюстрирующий этот момент.

Ученица: Если я — та же личность, как получается, что десять лет назад у меня была совершенно другая философия и взгляды на жизнь, чем сейчас?

Учитель: Откуда ты знаешь, что у тебя была совершенно другая философия?

Ученица: Я помню.

Учитель: Потому что ты существовала. Ты была тем же самым «я», что и сейчас, и у тебя были определённые идеалы, определённая философия, определённые взгляды. Может быть, ты была отчаянной молодой девушкой, а теперь ты консервативная мамаша.

Ученица: Да.

Учитель: Но несмотря на то, что твои личностные качества, твои отношения с людьми изменились, и теперь ты хороший человек, и у тебя другая жизненная философия, твоё «я» по-прежнему то же самое, а всё остальное — меняется. Ты — та же личность, осознающая, какие у тебя взгляды сейчас. И поскольку в прошлом ты существовала, ты знала, какие у тебя были взгляды тогда. Ты понимаешь это?

Ученица: Да.

Учитель: «Я» — это постоянный принцип. Твоё тело и твой ум поменялись. Ум и тело постоянно меняются. Атомные частицы, из которых состоит тело, меняются, твоя философия меняется, твои представления постоянно меняются. Но ты — в центре. Ты — личность, и ты осознаёшь все эти изменения.

Несмотря на непрерывные изменения тела и ума, существует постоянный фактор, или основа, — это вы, живое существо.

Поэтому мы, в отличие от вероучителей христианских церквей, не используем слово «душа» для обозначения психической — ментальной и эмоциональной — сферы, которая не духовна, а материальна. В психике может проявляться также и духовный характер живого существа, но это особый случай, требующий отдельного обсуждения.
Для того чтобы подчеркнуть полностью духовный, нематериальный характер души, мы часто говорим «духовная душа». Душа — это индивидуальное живое духовное существо, неделимая частица духа, жизни.

Также мы называем духовную душу, или дживу, личностью, поскольку «личность» — синоним слова «я». Джива обладает индивидуальной, личностной природой. В этом смысле личность полностью духовна, хотя иногда под личностью понимают «материальную личность», т.е., опять же, ментально-эмоциональный склад человека.

Вопрос: Что такое сознание?

Ответ: «Сознание» — это то неотделимое, неотъемлемое, присущее вам, вашему «я», свойство, которое даёт вам возможность воспринимать мысли, чувства, мир и т.д. и само ваше существование (самосознание, ощущение «я есть»).

В этом смысле под сознанием понимается не поток содержимого ума (мыслей, чувств, эмоций, представлений, образов и т.д.), а то присущее вам свойство или способность, которое даёт вам, вашему «я», возможность воспринимать поток содержимого ума. Вы являетесь наблюдателем, свидетелем потока содержимого ума. Сознание — ваше естественное свойство, а на самом деле — ваша сущность, которая делает это наблюдение возможным. Как таковое, сознание нельзя отделить от вас, вашего «я».

С другой стороны, под «сознанием» иногда понимают «материальное сознание», т.е., содержимое ума (мысли, чувства, желания и т.д.).


Жизнь — особая энергия, свойства которой коренным образом отличаются от свойств материи. Материальную энергию называют низшей, потому что она не живая и не обладает сознанием. Частица вещества — атом, например, — не обладает сознанием и не живой. Он не личность, не «я». Он безжизнен, не наделён сознанием, не имеет цели и бездеятелен. Таковы присущие ему свойства, тогда как свойства жизненной частицы — жизнь, вечное существование и сознание. Каждая частица, или искра, духовной энергии — живая, сознательная, активная, целеустремлённая душа, или личность. Каждая жизненная частица неделима и вечна, и вы — именно такая частица. Вот кто вы на самом деле. Так же как невозможно отделить воду от влажности, жизненную частицу, или духовную душу, невозможно отделить от существования и сознания.

Верховный Господь говорит:
Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго составляют Мои восемь отделённых материальных энергий. Помимо этой низшей природы, о сильнорукий Арджуна, существует также Моя высшая энергия — все живые существа, которые борются с материальной природой и поддерживают вселенную.
Бхагавад-гита, 7.4-5

Ваши грубое и тонкое тела материальны по сущности, но ваша сущность — дух. В древнем ведическом писании (Брихад-араньяка-упанишад, 1.4.10) сказано: ахам брахмасми — я Брахман (дух). Вы — жизненная сила, духовная душа, временно пребывающая в теле и использующая его. Тело умирает, но вы не умираете. Тело временно — вы вечны.
Знай: то, что пронизывает всё тело, неразрушимо. Никто не может уничтожить бессмертную душу. Душа неразрушима, неизмерима и вечна; лишь тело, в котором она воплощается, подвержено гибели…
Бхагавад-гита, 2.17-18

Душа не рождается и не умирает. Она не возникла однажды в прошлом, не возникает сейчас и не возникнет в будущем. Она нерождённая, вечная, всегда существующая, бессмертная и изначальная. Она не уничтожается, когда погибает тело.
Бхагавад-гита, 2.20

Душу нельзя рассечь на куски никаким оружием, сжечь огнём, смочить водой, иссушить ветром.
Бхагавад-гита, 2.23

Эту индивидуальную душу нельзя разбить, растворить, сжечь или иссушить…
Бхагавад-гита, 2.24

Существование жизненной частицы, духовной души, не зависит от существования материи. Поэтому смерть не означает прекращение вашего существования. Наоборот, существование моего тела зависит от того, нахожусь ли я в нём. Как только я покидаю тело, метаболизм прекращается и очень сложно организованное вещество начинает необратимо разлагаться, образуя очень простые вещества. Но жизненная частица продолжает существовать. Никто не может увидеть жизненную частицу материальными глазами, но это не значит, что её существование прекращается. Увидеть духовную душу можно духовным зрением, которое развивается в процессе самоосознания.

Таким образом, вы можете считать себя жизненной частицей, жизненной силой в своём теле, или вы можете считать, что вы — тело. Выбор за вами. У вас есть выбор между этими двумя возможностями, но истина остаётся такой, какая есть.

Тело подобно машине, или средству передвижения. Так же, как вы оставляете транспортное средство, когда оно становится слишком старым или бесполезным, вы, духовная душа, оставляете грубое материальное тело, когда оно становится бесполезным.

Итак, это первый момент, или первая часть понимания нашего истинного «я». Какова ваша сущность? Ахам брахмасми. Я — вечное живое существо. Моя сущность — дух. Я — неотъемлемая частица Верховной Души.

Следующая полезная медитация углубит ваше понимание своей истинной сущности:
Ахам брахмасми.
Я — дух, не материя.
Я не тело.
Я не ум.
Я — вечная духовная душа,
Вечная искра Бога.
Я лишь временно в этом материальном теле.
Тело временно —
Я вечен.
Ахам брахмасми.

Каждый из нас — неотъемлемая частица Бога, Верховной Души. Дживу также называют искрой Бога или ребёнком Бога.

Наряду с пониманием своей сущности необходимо также понять своё положение. Хотя вы и дух, не материя — вы не Верховный Дух. Ваше положение подвластное, а не властвующее. Вы не всемогущи. Если бы вы были Верховным Духом, вы не вращались бы в колесе рождений и смертей, находясь под влиянием невежества. Вы бы не забыли своё истинное «я», не страдали бы и не вели бы такую упорную борьбу с материальной природой. Поэтому нетрудно понять, что вы, на самом деле, — подвластная неотъемлемая частица Верховной Души.

Очень многие люди понимают первую часть своего истинного «я»: «Ахам брахмасми, я Брахман. Я дух, не материя». Но, к сожалению, вместо того чтобы внимательно проанализировать ситуацию и быть честными, они позволяют философам-имперсоналистам, таким, как Шанкарачарья, ввести себя в заблуждение и приходят к выводу: «Я — Всевышний Бог, я — Верховный Дух». Поэтому те же люди, которые медитируют «Я духовная душа», начинают медитировать: «Я — Верховная Духовная Душа». Они медитируют на мантру со ’хам — я Бог, я То, я Всевышний, я везде, я всё, я все. Так они впадают в иллюзию, что они Бог. Есть очень много «я Бог»-философов. Они говорят, что вы Бог, но забыли об этом. Но если вы будете медитировать, то сможете это вспомнить.

Однажды наш духовный учитель спросил девятилетнего сына своих учеников, есть ли смысл в такой точке зрения, и ребёнок ответил: «Нет. Бог не может забыть, что Он Бог, потому что Бог это тот, кто знает всё».

Это очень просто. Даже ребёнок может это понять. Но эти великие «свами», «йоги» и «гуру» не могут этого понять. Они говорят, что Бог забыл, что Он Бог, забыл Своё истинное «Я». Что вы Бог, но забыли об этом, и теперь вынуждены медитировать, чтобы вспомнить. Это неприемлемо, потому что это означает, что на самом деле не Бог занимает верховное положение, а материальная природа. Это скрытый атеизм. Хотя они и выдают себя за религиозных людей, на самом деле они атеисты, потому что говорят, что материя (материальная природа, законы материальной природы), невежество более могущественны, чем Бог, и влияют на Бога, поэтому Бог вынужден прилагать усилия и вспоминать, кто Он. Таких философов называют майявади или имперсоналистами. Майя значит «иллюзия», сила иллюзии, которая также принадлежит Богу. Бог всегда управляет Своей энергией иллюзии, но майявади говорят, что Бог попадает под управление майи; что майя, материальная природа, иллюзия начинает влиять на Бога. И тогда Бог вынужден прилагать усилия и вспоминать, кто Он на самом деле.

Мы отвергаем эту вздорную теорию. Но если мы рассмотрим положение дживы, крошечной искры духовной энергии, то обнаружим, что у неё есть склонность попадать под власть майи, иллюзии.

Очень многие «я Бог»-философы выступают под вывеской позитивного мышления. Они думают, что с помощью мысли преодолеют все природные и общественные силы. Но на самом деле наша природа заключается в том, что мы подвластны. В материальном мире мы подвластны очень многим силам, от правил дорожного движения до законов государства и законов природы. Мы подвластны другим живым существам, и на нас влияет наш материальный ум. В этом мире мы вынуждены рождаться, болеть, стареть и умирать. И если мы спрашиваем одного из этих так называемых «я Бог»-философов: «Если вы Бог, почему вы вынуждены рождаться, болеть, стареть и умирать?» — они отвечают: «Это моя лила, моё развлечение. Я делаю это для своего удовольствия». И мы говорим: «Тогда почему вы такой мазохист?»

По их логике получается, что Бог становится мазохистом, потому что создаёт страдание, чтобы иметь возможность наслаждаться им. Такова их философия — полнейший вздор. И зачем вам нужно медитировать? Чтобы освободиться от страдания. Они называют это освобождением. С одной стороны, они говорят, что наслаждаются всей этой лилой, а с другой — что вам следует освободиться от всего этого.

Мы отвергаем подобную философию. Мы понимаем следующее: мы не только духовные души, но мы — неотъемлемые частицы Верховной Души, подвластные искры Бога. Мы не всемогущи. Хотя наша сущность та же, что и у Бога, — дух, не материя, — мы не можем утверждать, что мы — Сам Бог, Верховный Властитель, Верховный Управляющий. Это большая ошибка. Хорошо, что эти имперсоналисты понимают, что они не тело. Но им нужно отказаться от заблуждения по поводу второго аспекта нашего «я». Первая проблема возникает, когда вы отождествляете себя с телом, это большая ошибка. Вторая ошибка — когда вы начинаете отождествлять себя с Богом, думая, что вы — Верховное «Я». Мы — подвластные неотъемлемые частицы Бога. Таково наше положение.

Это подводит нас к заключительному аспекту нашего истинного «я» — к нашей функции. Если я духовная душа и подвластен, не Верховный Властитель, то каково моё назначение? Что мне полагается делать в моей вечной жизни? Раз я не материален, то, очевидно, попытки господствовать над этим временным миром не являются моей естественной функцией. Зная, что я не материя, я могу понять, что попытки наслаждаться с помощью материальных чувств и ума не могут сделать меня счастливым. Если я не материя, то как материя может меня удовлетворить? Это невозможно. Какова моя естественная функция как неотъемлемой частицы Верховного Существа, Верховного Духа? Что мне следует делать и для кого? В конце концов, никто не делает что-то просто так, все делают для кого-то. Все кому-то служат. Рабочий служит работодателю, муж служит семье, жена служит детям или мужу, друг служит другу, капиталист служит своей собаке, собака служит хозяину — все служат. Они делают что-то для кого-то или какой-то группы, для своей страны, или нации, или народа, или расы. Поэтому, что нам делать, для кого нам это делать? Это вопрос функции.

Ответ таков: естественная функция живого существа заключается в любовном служении Верховной Личности, Верховному Существу. Всё имеет свою естественную функцию, и естественная функция живого существа, вечной духовной души, неотъемлемой частицы Бога — с любовью служить Богу.

Все хотят счастья, но из-за ошибочного отождествления себя с материей (материальным телом и умом) пытаются найти счастье в материи. Думают, что могут быть счастливы, просто сделав своё тело счастливым. Но никогда не достигают счастья, по-прежнему испытывая внутренний голод. Живому существу нужна духовная пища. Эта духовная пища — вкус любви к Богу. Живое существо испытывает настоящее счастье, когда восстанавливаются его любовные взаимоотношения с Верховной Душой. Этот факт поняли все великие святые, и действуют, руководствуясь им.

Ваша естественная деятельность, ваша естественная обязанность, функция в жизни — любить Бога. Не просто сентиментально, не просто «чувствовать любовь», но действовать на основе этой любви. Если вы любите кого-то, вы стремитесь доставить ему удовольствие, совершаете действия ради него. Когда вы в этом мире, вам нужно действовать так, чтобы доставлять удовольствие Верховной Личности Бога. Он не только ваш Отец, но и ваш Друг. Поняв это, вы осознаете цель вашей вечной жизни. Ваше назначение — действовать для удовольствия Верховной Личности.

Таким образом, достижение совершенства любви к Богу должно быть целью вашей жизни. Любовное служение Богу — ваша естественная вечная функция, находитесь ли вы в материальном мире или в духовном мире. Деятельность в любовном служении Богу не кончается, она не временна.

Подведём итог. Первое, что нужно понять в связи с вопросом «Кто я?» — я духовная душа, вечная неотъемлемая частица Бога. Второе — я подвластен, не всемогущ. Я — подвластная неотъемлемая частица Бога. Третье — моя естественная функция заключается в том, чтобы с любовью служить Верховному Существу, Богу. Таков итог очень краткого рассмотрения вопроса «Кто я?». Очень много людей задают этот вопрос, но редко получают правильный ответ. Наша задача в Школе бхакти-йоги — ответить на этот вопрос, а не только задать его. Наш ответ — не выдумка. Он получен от Самого Бога через шастры (священные писания) и через гуру, великих духовных учителей. И теперь, узнав ответ, вы свободны принять его или отвергнуть.

http://www.haribol.ru/put-mudrosti/kto-ya-1-ne-telo.html

0

4

Материальные элементы

Грубое физическое тело состоит из пяти «грубых» элементов — земли, воды, огня, воздуха и эфира (перечислены от более грубых к более тонким). Хотя они и называются привычными для нас словами, следует понимать, что материальные элементы — это метафизические категории. Например, элемент «вода» не тождествен веществу, которое мы называем водой, а элемент «воздух» — смеси газов, составляющих атмосферу Земли.

В состав тонкого тела входят три тонких элемента — ум (манас), разум (буддхи) и ложное эго (аханкара). Об уме мы уже говорили (Ум — тонкое материальное тело), а теперь поговорим о разуме и ложном эго.

Разум — это нейтральный механизм, который вы используете для анализа и извлечения из ума информации, необходимой для постановки и (или) достижения определённых целей, планирования своих действий и осуществления задуманного. Он даёт вам возможность понимания. Таким образом, разум выполняет более сложную функцию, чем ум.

Если вы, личность, ошибочно отождествляете себя со своим физическим телом, если вы считаете, что вы тело, это состояние иллюзии называется «ложное эго». Согласно Бхагавад-гите, если вы ошибочно отождествляете себя со своим телом, вы будете использовать свой разум для того, чтобы иметь больше возможностей получать чувственное удовольствие. С помощью разума и ума вы будете стараться так управлять своим мозгом и остальным телом, чтобы это позволяло вам наслаждаться с помощью чувств. Вы будете отождествлять себя со своими чувствами, и потому считать, что чувственное удовольствие удовлетворит вас. Конечно, вы никогда не будете по-настоящему удовлетворены; кроме того, не вы, в действительности, будете принимать решения. На самом деле, вы не свободны; вы — раб находящихся в вашем уме материальных желаний. Вы попали в такое положение, когда вас таскают за собой ваш загрязнённый разум, ваш ум, ваши чувства и их объекты. Может показаться, что вы свободны, проявляете свободу воли. Но в действительности вы находитесь под управлением не только своих чувств, но и тех, кто управляет объектами чувственного удовольствия. Например, в современном мире практически каждый является рабом агентов по продаже. Человек покупает всё, что ему преподносится как необходимое условие достижения счастья. Такие люди называются обусловленными душами. Но с помощью процесса самоосознания, бхакти-йоги, душа может стать свободной.

0


Вы здесь » Духовное развитие » Истинное Я » Кто вы? Открывая ваше истинное «Я»


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC